Дизайнер: Harry Bertoia (1915-1978)
Страна
Италия
Годы жизни
1915-1978
Гарри Бертойя родился в 1915 году в Италии. В 1930 году он эмигрировал в Канаду, а после переехал в США.
До 1936 года Гарри учится в техническом лицее Льюиса Кэсса (Cass Technical High School) в Детройте. Там будущий дизайнер занимается живописью и разработкой дизайна ювелирных украшений. Через год Гарри получит стипендию знаменитой Кранбрукской академии искусств (Cranbrook Academy of Arts), которая воспитала многих великих мастеров. Там Бертойя организует курс дизайна по металлу и в течение 6 лет (с 1937 по 1943 гг.) будет обучать студентов этому ремеслу.
В это же время Гарри открывает собственную студию, где проводит эксперименты со свойствами металлов. Тогда же он начинает преподавать дизайн ювелирных изделий. В суровые военные годы Бертойя пришлось заниматься и изготовлением ювелирных украшений.
В качестве примера можно привести обручальные кольца для американских дизайнеров и архитекторов Чарльза и Рэй Имз (Charles Ormand Eames & Ray Eames). В 1943 году Гарри переезжает в Калифорнию и начинает плодотворное сотрудничество с Чарльзом и Рей.
Вместе они экспериментируют с самыми разными объектами: древесиной, фанерой, медицинскими протезами, а также компонентами для авиационной промышленности. Кроме того, дизайнеры создают акустические скульптуры из проволоки. Влияние Гарри Бертойи на семью Имз становится очевидным при одном взгляде на их знаменитый стул Wire Chair DKR-2, который был изготовлен для немецкой фабрики дизайнерской мебели Vitra.
В 1950 году Гарри снова переезжает, на этот раз Пенсильванию. Там он продолжает эксперименты с проволокой и проектирует серию кресел для компании Knoll Associates.
Тогда же появляется стул, ставший бестселлером, − Diamond. Эта модель стала иконой дизайна XX века благодаря контрасту жесткого проволочного каркаса и воздушной невесомости формы. В этот же период Гарри создаёт проволочные скульптуры для капеллы Массачусетского Технологического Института. В течение 50-х годов коллекция, которую Бартойя создал для Knoll Associates, была на пике популярности.
За эту работу в 1955 году Гарри был удостоен премии «Дизайнер года». Успешная продажа этой серии кресел позволила мастеру полностью посвятить себя скульптуре и металлу. В 1956 году Гарри Бертойя получает медаль Американского Института архитектуры и ремёсел (American Institute of Architects' Craftsmanship Medal).
После этого дизайнер работает над «музыкальными скульптурами» (Sounding Sculpture). Позже они вдохновили его на создание девяти музыкальных альбомов, под общим названием «Sonambient»: на инструментах скульптур из металла играют руки скульптора и силы природы. «Музыкальные скульптуры» можно увидеть на площади перед зданием ООН в Чикаго, в Ботаническом саду Чикаго и в Музее искусств Джонсона при Корнельском университете в Нью-Йорке.
Работы дизайнера: Harry Bertoia
Назад к списку дизайнеров